• +7 (47396) 3-09-09
Россошь, Крупской ул, 66

Прокуратура информирует

Прокуратура информирует

  Ответственность за распространение «снюса» и «насвая».

 В последнее время участились обращения граждан и публикации в средствах массовой информации о распространении среди обучающихся образовательных организаций бездымных сосательных табачных изделий типа «снюса» и «насвая».

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 22.12.2008 №268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» «снюс» является видом некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов. «Насвай» - вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья, создающих более агрессивную щелочную среду, в которой всасывание никотина возрастает в разы.

Указанные табачные изделия пользуются популярностью среди несовершеннолетних и молодёжи, поскольку вызывают чувство эйфории, расслабленности, временно повышают настроение, вызывают небольшое головокружение.

Несмотря на то, что указанные виды табачных изделий не являются наркотическими, последствия от их употребления, по оценкам специалистов, схожи с употреблением наркотических веществ: сильное привыкание и возникающая зависимость, болезни различных внутренних органов и ротовой полости человека, резкие перепады настроения, бессонница и пр.

В настоящее время законодателем указанные виды сосательных табачных изделий не отнесены к наркотическим веществам. Вместе с тем, статьей 19 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет на оптовую и розничную торговлю насваем и табаком сосательным (снюсом).

Частью 2 ст.14.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оптовую или розничную продажу насвая и снюса в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

При этом за продажу табачной продукции или табачных изделий несовершеннолетним частью 3 ст.14.53 КоАП РФ предусмотрена повышенная административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Уголовная и административная  ответственность за побои.

С 2016 впервые предусмотрена административная ответственность за побои и смягчена уголовная ответственность за побои.

В соответствии со ст. 116 УК РФ уголовная ответственность наступает за побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Вред здоровью признается легким при наличии двух признаков: а) если он вызывает кратковременное расстройство здоровья продолжительностью не свыше двадцати одного дня или б) влечет незначительную стойкую утрату общей трудоспособности в объеме, не превышающем десять процентов

Преступление  заключается в нанесении ударов потерпевшему, или в иных насильственных действиях, причинивших тому физическую боль (щипание, сечение, выкручивание рук, термическое воздействие, нанесение повреждений тупыми и острыми предметами, использование для укусов животных и насекомых и т.п.)

В ходе преступления причиняется физическая боль, побои могут не оставить после себя никаких объективно выявляемых повреждений.

Для ст. 116 УК РФ квалифицирующее значение имеет мотив: хулиганские побуждения, политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы.

Закрепляя политическую, идеологическую, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, ненависть или вражду в отношении какой-либо социальной группы и как обстоятельства, отягчающие наказание, и как квалифицирующие признаки - ст. 116.1 УК РФ и другие, УК РФ развивает конституционные положения о политическом и идеологическом многообразии в Российской Федерации, о равенстве прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой принадлежности.

Иначе данные признаки принято именовать экстремистскими.

При этом преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, следует отграничивать от преступлений, совершенных на почве личных неприязненных отношений. Предварительным следствием учитывается, в частности, длительность межличностных отношений подсудимого с потерпевшим, наличие с ним конфликтов, не связанных с национальными, религиозными, идеологическими, политическими взглядами, принадлежностью к той или иной расе, социальной группе.

Уголовная ответственность за завершение преступления, предусмотренного ст.116 УК РФ наступает с 16 лет.

С 2016 также действует ст. 116.1 УК РФ, в которой речь идет об уголовной ответственности за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние (в течение года).

Кроме того, действующим законодательством предусмотрена административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ст.6.1.1 КоАП РФ).

Признаки состава указанного правонарушения совпадают с признаками преступлений, предусмотренных ст. ст. 116 и 116.1 УК РФ, за исключением отсутствия у правонарушителя таких мотивов, как хулиганские побуждения, политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы.

         Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.


Уголовная ответственность несовершеннолетних за кражу чужого имущества.

 

Кражей называют тайное хищение чужого имущества (статья 158 УК РФ).

С объективной точки зрения кража - это противоправное тайное ненасильственное и безвозмездное изъятие чужого имущества в пользу виновного или других персон, причинившее материальный ущерб владельцу имущества.

Субъектом кражи может быть вменяемое физическое лицо, не младше 14 лет. Впрочем, уголовная ответственность за кражи, совершаемые несовершеннолетними, имеют ряд особенностей.

Так, лицам, не достигшим к моменту совершения преступления совершеннолетия, могут быть назначены все виды наказаний, предусмотренные санкцией ст.158 УК РФ.

Вместе  тем, согласно ст.90 УК РФ предусмотрено, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами "б” и "г” части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.

Кроме того, наказание за кражу назначается в зависимости от наличия или отсутствия некоторых квалифицирующих признаков.

Так, уголовная ответственность за кражу без отягчающих обстоятельств установлена в части 1 статьи 158 УК РФ. Главным признаком этой разновидности кражи является размер похищенного имущества и отсутствие каких-то квалифицирующих признаков.

Такое преступление наказывается штрафом до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты либо другого дохода осужденного за срок до 6 месяцев, или обязательными работами сроком до 180 ч, или исправительными работами сроком от 6 месяцев до 12 месяцев, или арестом сроком от 2 до 4 месяцев, или лишением свободы сроком до 2 лет.

Кража считается квалифицированной при наличии какого-то из признаков, предусмотренных частью 2 статьи 158 УК РФ: если преступление совершено с незаконным проникновением в помещение, группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба, из сумки, одежды и другой ручной клади. Значительный ущерб определяется с учетом имущественного положения гражданина, но не может составлять сумму менее 2500 руб. Такое преступление наказывается штрафом до 200 тыс. руб. либо в размере дохода осужденного за срок до 18 месяцев, или обязательными работами на срок до 240 ч, или исправительными работами сроком от 1 года до 2 лет, или лишением свободы сроком до 5 лет”.

 Порядок выезда несовершеннолетних за пределы Российской Федерации

Статья 20 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гласит о том, что несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.

(в ред. Федеральных законов от 24.06.1999 N 118-ФЗ, от 10.01.2003 N 7-ФЗ).

Организация выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется юридическим лицом, отвечающим установленным требованиям, на основании разрешений на выезд из Российской Федерации каждого такого несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, выданных органом опеки и попечительства, и договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, заключенного между юридическим лицом, органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок выдачи органами опеки и попечительства разрешений на выезд из Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенные условия договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, а также требования к юридическим лицам, выразившим намерение заключить указанный договор, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(часть вторая введена Федеральным законом от 05.04.2010 N 44-ФЗ)

Органы опеки и попечительства ведут учет несовершеннолетних граждан Российской Федерации, указанных в части второй настоящей статьи, выехавших из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления, а также осуществляют контроль за их своевременным возвращением в Российскую Федерацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть третья введена Федеральным законом от 05.04.2010 N 44-ФЗ).

  Помощник межрайпрокурора

 юрист 2 класса                                                                 Р.О. Елтышев