• +7 (47396) 3-09-09
Россошь, Крупской ул, 66

Доступная среда

Доступная среда

 «Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»

Владимир Путин

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы 

Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»

Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» 

Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 

Цель  Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы

Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. 

Создание доступной среды для всех

В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Задачи организации доступной среды в рамках школы:

  • развитие  инклюзивного образования;
  • создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
  • формирование доступной среды.

Проект доступная среда – общие понятия

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если  обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной  среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

  • инвалиды,
  • люди с временным нарушением здоровья,
  • беременные женщины,
  • люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п 

Нормативно-правовая и методическая база

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах инвалидов

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015)  «О социальной   защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями)

Организация и проведение обучения (инструктирования) специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

 О стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016-2025 годы

Информация

о созданных условиях для обучения и воспитания

детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ «СОШ № 25 с УИОП им. Б.И. Рябцева»

Коллектив МБОУ «СОШ № 25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» работает над проблемой повышения качества образования, решение которой, в том числе, предполагает и организацию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательных отношений.

Инклюзивное образование в  МБОУ «СОШ № 25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» призвано решить следующие задачи:

- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта;

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

- разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

-  повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

- формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательных отношений к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ;

- работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей;

В МБОУ «СОШ № 25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» созданы следующие условия для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Информационное обеспечение 

включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета.

Функционирует официальный сайт школы: :http://school25r.ru, где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса, так же имеется версия сайта для слабовидящих людей.

Материально - техническое обеспечение:

Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Школа оснащена пандусами. Имеется безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательных отношений.

Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.

Кадровое обеспечение:

Педагоги  прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ. Также осуществляется обучение по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.

 Социально-психологическое сопровождение:

Социально-психологическое  сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог-психолог,  классный руководитель, учитель-предметник. Организация сопровождения включает в себя: работу социально-психологической службы, выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, оказание психологической, социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, организация обучения по индивидуальному плану,  организация педагогического взаимодействия.

В системе  работы используются следующие формы: проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;  проведение  педагогических советов, административных советов; ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;  посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения; разработка методических  рекомендаций учителю; диагностика, коррекция, профилактика; обследование школьников  по запросу родителей; оказание психологической поддержки педагогам.